Новости

Таможня не дает добро на дешевизну: кто выиграет?

17 мая 2016

Февральский приказ ФТС, по сути, упразднил документы, подтверждающие расценки на заморские товары при их ввозе: задекларированная цена в любом случае не должна быть ниже обозначенной в профиле риска. Чтобы товар пропустили, импортерам приходится вписывать в декларацию стоимость, солидно превышающую рыночный тариф, или рисковать своими «кровными», выпуская груз под финансовые гарантии: возврат потраченных сумм удается не всегда, и то через судопроизводство.

Подобную ситуацию устроил приказ за 280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках системы управления рисками». Теперь главы подразделений отвечают лично за все последствия от использования мер, сводящих риски к минимуму. Реальность отозвалась грандиозной перестройкой, больно ударившей по основной массе импортеров и работников таможни.

О гибкости новых цен можно забыть надолго: мало того, что они существенно выше фактических, так в них еще и практически не рассматривается большая часть правил по ценообразованию, включая скидки на опт и поправки на сезонность. Вот некоторые результаты введенных «реформ»: огромные размеры налогов и пошлин, подскочившие в несколько раз по сравнению с предыдущими цифрами; терпящие убытки российские производители, использующие зарубежное сырье оптом; вынужденные перемены в принципах работы отделов предприятий, проводящих до этого поиск товаров и сырья с наиболее подходящими расценками.

Отчет Андрея Бельянинова, руководителя ФТС, пропитан нескрываемой гордостью за позитивные результаты «приказа»: со скоростью реактивного лайнера растут отчисления в бюджет, серьезно снижается «серый» сегмент в образовании цен как при подсчете таможенной, так и для определения окончательной стоимости продукта. Возмутительный факт для многих, но какая-то правда здесь все же присутствует. А если посмотреть со стороны сегодняшней обстановки в нашей экономике, то данный приказ может быть вполне обоснованным.

Аргументы

Первый аргумент «за» основан на снижении объемов внешней торговли. Они серьезно упали за последние пару лет: виной тому проведенные санкции, эмбарго на продтовары и девальвация рубля. Первый квартал 2016-го «порадовал» падением ввоза на сумму до 37,8 миллиардов (данные Минэкономразвития), то есть на пятнадцать и две десятых процента. Соответственно, уменьшилось и уменьшается далее число деклараций: за год их количество упало на двадцать шесть процентов (с 1 миллиона 131 тысячи 208 штук 01.04.2015 до 836 тысяч 992-х). Нет деклараций нет отчислений в бюджет в виде налоговых выплат, пошлин и таможенных сборов. Таможенные службы не ожидали ничего хорошего и от факта снижения «нефтяных вливаний».

Второй момент касается снижения размеров таможенных пошлин на ввоз (с первого сентября прошлого года, Единый таможенный тариф), которое было проведено в рамках российских соглашений со Всемирной Торговой Организацией. Средняя ставка импортной пошлины упала до 5,3–5 процентов, что повлекло бы за собой уменьшение выплат таможне, а также серьезный ущерб для наших не особо конкурентных производителей. Ввод приказа позволил Федеральной Таможенной Службе не увеличивать тариф, удачно обойдя данное явление.

Третий аспект прошлогоднее уменьшение объема выпуска продукции во многих производственных и торговых сегментах. Рынок потерял ряд солидных автокомпаний и коммерческих фирм, у иных товаропроизводителей серьезно упала интенсивность роста. Тем не менее, исполнение плана по отчислению назначенных сумм в госбюджет задача обязательная, и все структуры взялись за ее разрешение. Данный вопрос ясно прописан в коллегиальной резолюции ТС РФ (25.03.2016): «развитие применения СУР в целях предотвращения нарушений таможенного законодательства и выявления резервов собираемости таможенных платежей».

Следствия воздействия последнего приказа уже начали ощущаться. Глава Таможенной Службы РФ А.Ю.Бельянинов поделился, что в последних числах апреля, то есть в течение двух месяцев после выхода документа, вспомогательный результат от выполнения указаний сравнялся с 32–35 миллиардами рублей. На самом деле, срок еще короче, так как свежие законы по большей части товаров вступили в силу только с начала первого весеннего месяца.

Статистика

Тенденции роста подтверждаются и публичными статистическими данными Российского казначейства: резкий поворот проявил себя в последнем зимнем первом весеннем месяцах, отзываясь увеличением бюджетных отчислений от импорта НДС и акцизов, и все это при снижении общей массы ввоза. Пополнение казны на 01.04.2016 увеличилось, по сравнению с тремя месяцами 2015-го, на 39,2 миллиарда в рублевом эквиваленте.

Коснулись перемены и положения с таможенными пошлинами на импорт: размер денежного притока практически уровнялся с прошлогодним результатом, хотя ставки и внешнеторговый оборот уменьшились. Вероятность роста не снижается и далее, невзирая на множество ограничивающих моментов.

Выходит, что вспомогательный эффект для казны, упомянутый начальником ФТС, пока кажется вполне оправданным. Тем не менее, немалая часть участников ВЭД не доверяют ему, в надежде на возврат внесенных финансовых гарантий уплаты таможенных взносов: они собираются устраивать добавочные таможенные проверки или подавать документы в судебные органы.

Увы, в реальности это мало у кого получается: многие фирмы жалуются, что бумаги, предназначенные для судопроизводства, «заворачиваются» из-за всяческих мелочей, вплоть до небольших оформительских неточностей. Параллельно удлиняются по времени проверки и отодвигаются пересылочные сроки, так что утвердительными вердиктами могут похвастаться немногие.

Такой прибыльный для казны сегодня, в дальнейшем новый приказ грозит вызвать обратный эффект, то есть снижение налоговых отчислений: стремительными темпами уменьшается число партнеров Внешнеэкономической Деятельности, транспортники активно осваивают новые маршруты через Беларусь и Казахстан.

280-й приказ, кроме темы таможенных отчислений, «проехался» и по иным сферам жизнедеятельности ВЭД. К примеру, регламентированы выгоды для фирм, входящих в зеленый сектор: эти почти две тысячи компаний волеизъявлением закона о таможне могут ввозить груз по прежним ценам, без новых изменений. Оставшиеся 67 000 «неизбранных» получают выросшие траты и сниженную прибыль.

Влияние закона уже заметно и в нюансах деятельности работников таможни. До сих пор везде присутствовал опыт согласования таможенных расценок: цены на выпуск товара выставлялись исходя из договоренности посредников с таможней. Подобная практика помогала выявить конкурентоспособные фирмы, чьи услуги были дороже, но и более востребованы. Сейчас же все посредники равны: цены на декларируемый груз указываются в рамках профилей риска. Коррупция еще дремлет, потому что прежние уговоры в большинстве потеряли актуальность. Никакие самые добрые отношения представителя с таможней не позволят ему пропустить груз дешевле рисковой цифры, но это ненадолго: фирмам придется так или иначе «обхитрить» данн

Телефон*
Ваше имя
Удобное время для звонка
Комментарий
Отправить
Спасибо!
Ваш запрос успешно отправлен!
Закрыть
Контактное лицо*
Контактный телефон*
Отправить
Спасибо!
Ваш запрос успешно отправлен!
Закрыть