Новости

Таможенное администрирование в Евразийском экономическом союзе

28 июня 2016

В конце апреля прошел традиционный двухдневный семинар в Московской торгово-промышленной палате, в ходе которого обсуждались таможенные вопросы России и Евразийского экономического союза. В ходе дискуссий поднимались острые вопросы, ставшие актуальными в связи с последними изменениями, связанными как с внешними интеграционными процессами, так и внутренними переменами.

О текущем положении дел рассказали сотрудники Федеральной таможенной службы. Они же представили обзор изменений, которые планируется внести в законодательство в ближайшее время.

В первый день семинара всё внимание было уделено перспективам и проблемам таможенного контроля, в том числе санитарного, фитосанитарного и ветеринарного, а также вопросам сертификации продукции и технического регулирования. Выступающие внесли несколько интересных предложений, призванных улучшить существующий порядок работы.

Рассмотреть успели и особенности функционирования уполномоченного экономического оператора. В ходе дискуссий собравшиеся затронули проблемы внедрения инноваций в сфере информационных технологий. В частности, подробно остановились на недочётах автоматической регистрации, которые уже успели на себе прочувствовать многие предприниматели.

Как и ожидалось, большое внимание вызвал отчет по итогам прошедшего эксперимента, в ходе которого транзитную декларацию предлагалось подавать в электронном виде. Граждане отправляли электронную транзитную декларацию (ЭТД) непосредственно в ЕАИС, причем все сопроводительные документы также были оцифрованы и включены в сопутствующий архив. По новым правилам подобная услуга должна быть доступна широкому кругу лиц: перевозчикам, экспедиторам, получателям и таможенным представителям.

С целью безопасности каждый документ удостоверяется электронной подписью, а впоследствии получает оригинальный идентификационный номер. Как утверждают создатели системы, такой подход вполне способен гарантировать защиту коммерческих тайн и иных сведеней. С помощью УИН в пунктах пропуска после предоставления товара ускоряется процесс таможенного контроля. Система АС КТТ-2 (автоматическая система контроля за таможенным транзитом) самостоятельно отыскивает по введенному УИН электронную декларацию и загружает её. Этот момент и является датой подачи декларации.

После прохождения товара декларанту высылается ЭТД с заполненными в таможенной службе графами. Помимо электронного документа, перевозчику выдают на руки распечатанную копию декларации, заверенную компетентным лицом. В дальнейшем эта бумага будет служить официальным документом для предъявления в любой таможенный орган по месту назначения. Эксперты считают, что введение подобной системы ускорит не только сухопутные, но и воздушные, а также морские перевозки. Отказ от бумажного делопроизводства даст возможность значительно сэконоить время, а значит повысит эффективность работы таможенных служб.

Окончание таможенного контроля выглядит следующим образом: перевозчик предоставляет на таможне распечатку ЭТД и сообщает её номер, после чего инспектор проверяет подлинность документа, регистрирует время прибытия транспорта, после чего в электронном виде подтверждает этот факт.

На сегодняшний момент во всеобщем эксперименте задействовано около ста таможенных органов, и их количество планируют увеличивать. Для этого уже сейчас готовы принять помощь от всех заинтересованных лиц, чей транзитный контроль проходит на территории пилотных зон. К сожалению, распространить положительный опыт на все таможенные пункты нашей страны пока что не представляется возможным, но участники эксперимента выразили надежду, что процессы повсеместной автоматизации уже в ближайшее время станут первостепенными для Минестерства экономического развития.

Последний день семинара прошел не менее плодотворно: большое внимание уделяли таможенным сборам и пошлинам. Напряженные дискуссии развернулись вокруг приказа №280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками» от 16 февраля 2016 года. Дело в том, что на местах основные цели законодательного акта были нарушены, и вместо защиты интересов экспортёров и импортёров появились факты нечестной конкуренции, так как таможенная стоимость иностранной продукции оказалась заниженной в разы.

Таможенная служба отреагировала на жалобы незамедлительно, быстро скорректировав индикаторы СУР. Для этого пришлось изучить данные партнёров по Таможенному союзу, а также ценовую аналитику ряда производителей и стран. В результате проведённой работы ФТС издала приказ, способствующий единообразному начислению таможенной стоимости. Теперь ситуаций, когда абсолютно идентичный товар на одном таможенном посту оформлялся с большим ценовым разбросом, возникать не должно.

К сожалению, на местах руководители опять восприняли документ превратно. Они категорически запретили выпускать товар, если его стоимость была заявлена ниже риска. Таможенной службе еще пристоит изучить все жалобы, а также провести не одно судебное разбирательство по фактам злоупотребления полномочиями. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что документ требуется серьёзно дорабатывать, а на местах проводить разъяснительную работу.

Эксперты призывали отменить многострадальный приказ, но и ФТС, и Министрерство финансов отказываются от этого шага в связи с увеличением индекса таможенной стоимости в отношении целого ряда товаров. Естественно, с дополнительными вливаниями в бюджет расставаться не хочется, поэтому окончательное решение отложили до момента завершения процедур обжалования.

В целом участники семинара сошлись во мнении, что новые законодательные акты не принесли бизнесу ничего кроме убытков. Некоторым предпринимателям пришлось полностью менять логистику, выстраивать новые маршруты железнодорожных перевозок, искать иные пути для движения товаров. Всё это влечёт за собой новые издержки, а значит негативным образом сказывается на значении цен. Расплачиваться за недальновидные решения министров придётся рядовым покупателям, за счет которых торговцы и предприниматели будут компенсировать возросшие траты на прохождение таможенного контроля.

Впрочем, перемен в таможенной сфере меньше не станет. В 2017 году Правительство обещает ввести новый кодекс, так что участников внешне-экономической деятельности ждут новые испытания на пунктах таможенного контроля. Текущая процедура, несмотря на все жалобы и замечания, уже неоднократно отработана и опробована, каждый этап фиксирован по срокам и прозрачен, а значит в случае нарушений затруднений в сборе судебных доказательств не будет.

В новой редакции кодекса термин «процедура дополнительной проверки» вовсе исчезнет. Вместо нее добавят упрощенную процедуру, которая затронет и льготы, и классификацию, и даже страну происхождения. Эксперты уже предсказывают, что такое расширение послужит отличной почвой для всевозможных юридических споров. В частности, в проекте законом не предусматривается обязательная фиксация времени начала проверки, а по окончании процедуры не предусматривается возможность корректировки стоимости.

Не понятно, как собираются таможенники совмещать несколько видов контроля, которые могут не совпадать по времени. Впрочем, на заседании рабочей группы уже было объявлено о выпуске специальных решений, благодаря которым процедура КТС станет доступной и понятной. Но на практике разработка подобных документов еще даже не была начата.

На второй день семинара были и позитивные обсуждения. В частности, внимание привлекло завершение разработки АИС-Обеспечение, благодаря которому внесенное однажды обеспечение плательщик сможет использовать в любом органе таможенного контроля. Денежные средства после исполнения обязательств автоматически резервируются, а значит, могут быть использованы для других нужд. После вступления в силу закона № 463-ФЗ (напомним, это произойдёт с 28 июня 2016 года) подобная технология даст возможность оформлять банковские гарантии в электронном виде.

Однако и здесь не обошлось без ложки дёгтя: некоторые эксперты высказали сомнение в успешности подобных действий. Дело в том, что к указанному сроку подзаконные акты вряд ли успеют пройти все экспертизы, а значит, все процедуры придётся проводить несколько раз из-за состоявшегося переподчинения таможенной службы Министерству финансов. Словом, предпринимателям еще только предстоит на себе испытать все неудобства от решений, принятых в высших кругах.

Участники семинара не могли ни вспомнить 2004 год, когда подобные переподчинения уже проводились. Тогда эксперимент продлился всего два года и завершился обратной передачей таможни под крыло Правительства. Таможенная служба должна быть адаптивной и оперативной, что, к сожалению, пока что не присуще нашим Министерствам.

Подводя итог, стоит еще раз предупредить всех участников внешне-экономической деятельности: в ближайшее время стоит готовиться к бесконечным проволочкам, так как эксперименты в области таможенного управления не заканчиваются. К сожалению, убытки от непродуманных и поспешных решений опять лягут на плечи бизнеса.

Телефон*
Ваше имя
Удобное время для звонка
Комментарий
Отправить
Спасибо!
Ваш запрос успешно отправлен!
Закрыть
Контактное лицо*
Контактный телефон*
Отправить
Спасибо!
Ваш запрос успешно отправлен!
Закрыть